Именно первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок. В течение первого года жизни важен каждый месяц в развитии малыша, в каждом из них можно проверить, правильно ли формируются тело и психика малыша, овладел ли он необходимыми навыками и умениями. Специалистами разработаны критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития, которые могут быть оценены родителями даже без участия специалиста. Проверяя, преуспел ли ваш малыш в своем развитии, все ли освоил, будьте внимательны и терпеливы. Ведь знания и умения не приходят вдруг, они формируются медленно и только с вашим участием. Если все в порядке, можно двигаться дальше, не забывая «повторять пройденное». Если есть трудности, надо вовремя успеть «подхватить» ребенка, обратиться при необходимости к специалистам.
Итак, проверьте, как складывается развитие эмоциональных реакций вашего малыша:
- Возникает первая мимолетная улыбка в ответ на обращения взрослого (1месяц);
- Быстро отвечает улыбкой на эмоциональное общение (2 месяца);
- Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение (3 месяца);
- Часто и легко возникает «комплекс оживления» (4 месяца);
- Громко смеется в ответ на эмоциональное и речевое общение (4 месяца).
Проверьте, как развивается зрительное восприятие вашего малыша:
- Удерживает в поле зрения движущийся предмет – ступенчатое следование (10 дней);
- Удерживает в поле зрения лицо взрослого или неподвижный предмет (18-20 дней);
- Плавно прослеживает за движущимся предметом или отклоняющимся лицом взрослого (1 месяц);
- Длительно смотрит на лицо взрослого или привлекший внимание предмет (2 месяца);
- Длительно следит за движущимся взрослым или игрушкой (2 месяца);
- Длительно смотрит, находясь в вертикальном положении на руках взрослого, на лицо говорящего с ним человека или показываемую игрушку (3 месяца);
- Узнает мать, радуется (4 месяца);
- Отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого (5 месяцев);
- Различает предметы по форме – отличает кубик от кирпичика (12 месяцев);
- Узнает на фотографии знакомого взрослого (12 месяцев);
- Очень скоро после рождения малыш начинает реагировать на различные звуки, и в первую очередь – на голос матери. Так же быстро, как развивается зрительное восприятие малыша, формируется и слуховое.
Проверьте, как развивается слуховое восприятие ребенка:
- Вздрагивает и мигает при резком звуке (10 дней);
- Успокаивается при сильном звуке, перестает плакать (18-20 дней);
- Прислушивается к голосу взрослого или звуку игрушки (1 месяц);
- Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (2 месяца);
- Делает «ищущие» повороты головы при длительном звуке и находит его (4 месяца);
- По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (4 месяца);
- Узнает голос матери или близкого человека (5 месяцев);
- Различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи (5 месяцев);
- По-разному реагирует на свое и чужое имя (6 месяцев)
- Извлекает различные звуки из игрушек и предметов – бросает, стучит, нажимает на различные игрушки и предметы (6 месяцев);
- Находит невидимый источник звука в окружающем пространстве на некотором расстоянии от себя (7 месяцев);
- Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию (9 месяцев).
Обратите внимание, как складывается предречевое развитие вашего малыша:
- Ребенок издает отдельные звуки в ответ на эмоциональное общение взрослого (1 месяц);
- Повторно произносит отдельные звуки (2 месяца);
- Гулит (3 месяца);
- Подолгу певуче гулит (4 месяца);
- Произносит отдельные слоги – начало лепета (6 месяцев);
- На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте (7 месяцев);
- Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же звуки (7 месяцев);
- На вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах (8 месяцев);
- По слову взрослого выполняет разученные ранее действия под потешки «Ладушки», «Дай ручку» и др. (8 месяцев);
- Громко, четко и повторно произносит различные слоги лепета (8 месяцев);
- На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения (9 месяцев);
- Знает свое имя, оборачивается на зов (9 месяцев);
- Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете (9 месяцев);
- По просьбе «дай» находит знакомые предметы среди других и дает их (10 месяцев);
- При заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.) выполняет разученные действия и движения (10 месяцев);
- Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которых нет у него в лепете (10 месяцев);
- По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами: водит куклу, кормит собачку и др. (11 месяцев);
- По просьбе взрослого находит и дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др. (11 месяцев);
- Произносит первые слова-обозначения (11 месяцев);
- Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей (12 месяцев);
- Выполняет отдельные поручения: «найди», «отдай», «принеси» (12 месяцев);
- Понимает слово «нельзя» - прекращает действие (12 месяцев);
- По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками (12 месяцев);
- Легко подражает новым слогам лепета (12 месяцев);
- Произносит 6 –10 облегченных слов (12 месяцев).
До года активно развивается двигательная сфера. Вместе с освоением общих движений малыш учится сохранять равновесие, развивается координация движений.
Проверьте, какие движения ваш малыш уже освоил:
- Пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе (1 месяц);
- Поднимает и более длительно удерживает голову, лежа на животе (2 месяца);
- Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (3 месяца);
- При поддержке подмышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе (3 месяца);
- Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого (3 месяца);
- Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук (5месяцев);
- Переворачивается со спины на живот (5 месяцев);
- Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки (5месяцев);
- Переворачивается с живота на спину (6 месяцев);
- Передвигается, переставляя руки или немного подползая (6 месяцев);
- Хорошо ползает – много, быстро, в разных направлениях (7 месяцев);
- Сам садится и ложится (8 месяцев);
- Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается (8 месяцев);
- Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками (9-10 месяцев);
- Входит на невысокую поверхность или гору, держась за перила, и сходит с нее (10 месяцев);
- Стоит самостоятельно (11 месяцев);
- Делает первые самостоятельные шаги (11 месяцев);
- Ходит самостоятельно, без опоры (12 месяцев).
Как развиваются движения пальцев рук :
- В 3 месяца случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью (3 месяца);
- Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки (4 месяца);
- Четко берет игрушку из рук взрослого (5 месяцев);
- Удерживает в руке игрушку (5месяцев);
- Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает из одной руки в другую (6 месяцев);
- В зависимости от свойств предметов и игрушек учится их захватывать пальчиками (6 месяцев).
- Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает их из одной руки в другую (6 месяцев);
- Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее (7 месяцев);
- Игрушками занимается долго и разнообразно действует ними (8 месяцев);
- Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает) (8 месяцев);
- Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и пр. (10 месяцев);
- Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень и др. (11 месяцев);
- Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой: водит, кормит, баюкает и др. (12 месяцев).
Все эти навыки ребенок приобретает в общении с родителями, в играх. Возможно, вначале многое из игровых действий родителям предстоит делать за него, но не забывайте каждый раз предоставлять малышу возможность попробовать самому. Наблюдайте за своим ребенком, подмечая любой ответный сигнал, откликайтесь на него, ожидая повторных действий. Ищите способы разнообразить игру: меняйте игрушки, вносите элементы новых, веселых и забавных действий, меняйте место игры.
Если вы заметили неблагополучие в развитии своего ребенка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра либо невролога, но и у других узких специалистов, а также посетить при необходимости детского психолога и учителя-дефектолога (логопеда).
Не забывайте, что раннее детство- период, когда закладывается то, каким ваш ребенок будет, как он будет думать, какой темп психического развития выберет, какую стратегию в достижении цели он изберет. И очень многое зависит от тех возможностей, которые мы ребенку предоставим.
Первое и обязательное условие: это самовыражение ребенка через систему «мать-дитя» (значимый взрослый – малыш). Что значит самовыражение? Это значит ребенок активно проявляет инициативу, мама ее поддерживает, тем самым стимулируя ребенка продолжать действие. Это самый главный пусковой механизм, который запускает развитие всего – мышления, творчества, речи и других сфер.
Второе – здоровье ребенка. Если есть, какие-то проблемы, то первая задача, которую необходимо решить – обеспечить врачебную помощь, заботу, уход и эмоциональную поддержку ребенку.
Третье – позитивная среда, это психологическая атмосфера, климат в семье. Построить нормальные отношения во взрослом состоянии без адекватной модели, которую мы берем из семьи намного сложнее и часто без профессиональной помощи просто невозможно.
Четвертое – своевременность. И здесь ученый Л.С. Выготский в исследованиях показал, что развитие ребенка зависит от обучения (через игру в раннем возрасте, конечно), которое невозможно без значимого взрослого и среды, в которой растет малыш. Именно он вел такое важное понятие как зона ближайшего развития. По сути, это незримое расстояние между тем, что уже умеет ребенок делать полностью самостоятельно, например, переворачиваться на живот из любого положения, и тем, что он может делать с помощью родителя, например, ползти, отталкиваясь от материнских рук. Это именно та зона, в которой мы играем с ребенком, обучаем его. Тем самым, обучаясь новому простому действию, он понимает общий принцип этого действия. Например, отталкиваясь от маминой ладони, можно отталкиваться от любой твердой поверхности и доползать до желаемого. Только, используя зону ближайшего развития, обучение для ребенка будет полезно. То есть, если вы в нее не попадаете, попытаетесь научить ребенка чему-то, не учитывая его актуальный опыт и умения, вы как минимум не добьетесь результата. Насколько велика зона ближайшего развития, не зависит от возраста, зависит от индивидуальных характеристик малыша.
Отсюда пятое условие – индивидуальный подход. Очень многое зависит от потребностей ребенка (в каждой семье они формируются у ребенка по-разному, все зависит от приоритетов, которые не всегда осознаются родителями), от возможностей и от чувствительности родителей к сигналам ребенка (то есть мама должна увидеть сигнал «мама, я готов» и отреагировать на него).
Помните: любой навык ребенка сначала тренируется в системе Взрослый-ребенок, и только потом, малыш его «помещает» внутрь себя, делает своим.
Подготовила врач-эксперт межрайонной МРЭК №6 Макеенок Т.Н.