Режим работы

Пн - Пт, 08:00 - 16:20

Телефон / факс

+375 212 48 02 54

E-mail

info@mrekvitebsk.by

    Именно первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. В этот период        центральная нервная система делает феноменальный рывок. В течение первого года  жизни важен каждый месяц в развитии малыша, в каждом из них можно проверить, правильно ли формируются тело и психика малыша, овладел ли он необходимыми навыками и умениями. Специалистами разработаны критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития, которые могут быть оценены родителями даже без участия специалиста. Проверяя, преуспел ли ваш малыш в своем развитии, все ли освоил, будьте внимательны и терпеливы. Ведь знания и умения не приходят вдруг, они формируются медленно и только с вашим участием. Если все в порядке, можно двигаться дальше, не забывая «повторять пройденное». Если есть трудности, надо вовремя успеть «подхватить» ребенка, обратиться при необходимости к специалистам.

    Итак, проверьте, как складывается развитие эмоциональных реакций вашего малыша:

   Проверьте, как развивается зрительное восприятие вашего малыша:

      Проверьте, как развивается слуховое восприятие ребенка:

     Обратите внимание, как складывается предречевое развитие вашего малыша:

До года активно развивается двигательная сфера. Вместе с освоением общих движений малыш учится сохранять равновесие, развивается координация движений.

Проверьте, какие движения ваш малыш уже освоил:

    Как развиваются движения пальцев рук :

       Все эти навыки ребенок приобретает в общении с родителями, в играх. Возможно, вначале многое из игровых действий родителям предстоит делать за него, но не забывайте каждый раз предоставлять малышу возможность попробовать самому. Наблюдайте за своим ребенком, подмечая любой ответный сигнал, откликайтесь на него, ожидая повторных действий. Ищите способы разнообразить игру: меняйте игрушки, вносите элементы новых, веселых и забавных действий, меняйте место игры.

      Если вы заметили неблагополучие в развитии своего ребенка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра либо невролога, но и у других узких специалистов, а также посетить при необходимости детского психолога и учителя-дефектолога (логопеда).

      Не забывайте, что раннее детство- период, когда закладывается то, каким ваш ребенок будет, как он будет думать, какой темп психического развития выберет, какую стратегию в достижении цели он изберет. И очень многое зависит от тех возможностей, которые мы ребенку предоставим.

     Первое и обязательное условие: это самовыражение ребенка через систему «мать-дитя» (значимый взрослый – малыш). Что значит самовыражение? Это значит ребенок активно проявляет инициативу, мама ее поддерживает, тем самым стимулируя ребенка продолжать действие. Это самый главный пусковой механизм, который запускает развитие всего – мышления, творчества, речи и других сфер.

     Второе – здоровье ребенка. Если есть, какие-то проблемы, то первая задача, которую необходимо решить – обеспечить врачебную помощь, заботу, уход и эмоциональную поддержку ребенку.

     Третье – позитивная среда, это психологическая атмосфера, климат в семье. Построить нормальные отношения во взрослом состоянии без адекватной модели, которую мы берем из семьи намного сложнее и часто без профессиональной помощи просто невозможно.

      Четвертое – своевременность. И здесь ученый Л.С. Выготский в исследованиях показал, что развитие ребенка зависит от обучения (через игру в раннем возрасте, конечно), которое невозможно без значимого взрослого и среды, в которой растет малыш. Именно он вел такое важное понятие как зона ближайшего развития. По сути, это незримое расстояние между тем, что уже умеет ребенок делать полностью самостоятельно, например, переворачиваться на живот из любого положения, и тем, что он может делать с помощью родителя, например, ползти, отталкиваясь от материнских рук. Это именно та зона, в которой мы играем с ребенком, обучаем его. Тем самым, обучаясь новому простому действию, он понимает общий принцип этого действия. Например, отталкиваясь от маминой ладони, можно отталкиваться от любой твердой поверхности и доползать до желаемого. Только, используя зону ближайшего развития, обучение для ребенка будет полезно. То есть, если вы в нее не попадаете, попытаетесь научить ребенка чему-то, не учитывая его актуальный опыт и умения, вы как минимум не добьетесь результата. Насколько велика зона ближайшего развития, не зависит от возраста, зависит от индивидуальных характеристик малыша.

 

     Отсюда пятое условие – индивидуальный подход. Очень многое зависит от потребностей ребенка (в каждой семье они формируются у ребенка по-разному, все зависит от приоритетов, которые не всегда осознаются родителями), от возможностей и от чувствительности родителей к сигналам ребенка (то есть мама должна увидеть сигнал «мама, я готов» и отреагировать на него).

      Помните: любой навык ребенка сначала тренируется  в системе Взрослый-ребенок, и только потом, малыш его «помещает» внутрь себя, делает своим.

Подготовила врач-эксперт межрайонной МРЭК №6 Макеенок Т.Н.