По данным ООН ежегодно каждый второй ребенок (то есть, приблизительно один миллиард детей в мире) подвергается насилию в той или иной форме. Три из четырех детей в возрасте от двух до четырех лет (это примерно триста миллионов детей) регулярно подвергаются физическому и/или психологическому насилию от рук своих родителей или опекунов.

Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми со стороны родителей и других членов семьи. Следует отметить, что насилию и жестокому обращению подвергаются дети, воспитывающиеся не только в неблагополучных семьях, но и в семьях внешне успешных и состоятельных. Иногда родители намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, чтобы унизить и контролировать своего супруга или сожителя.

Насилие – это любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. К насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, относится физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, насилие в интернет-пространстве, неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка. Агрессорами часто выступают родители, мачеха или отчим, приемные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.

Факт насилия в отношении ребенка, независимо от его вида, оказывает серьезное травматическое влияние на личность и состояние здоровья несовершеннолетнего, формирование его мировоззрения и, как следствие, способствует воспроизводству негативных проявлений в будущей семье ребенка. Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребенка. Необходимо принимать во внимание, что если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают.

Увеличению опасности насилия в отношении детей способствуют агрессивные и конфликтные взаимоотношения в семье, особенно между взрослыми. Жестокое обращение часто приводит к неблагоприятным для детей последствиям. Кроме того, оно может стать причиной формирования противоправного поведения.

Говоря о степени тяжести насилия, жестокого обращения с детьми, в первую очередь необходимо помнить о пренебрежении нуждами ребенка. Неудовлетворение жизненных потребностей детей является результатом нежелания или неспособности родителей удовлетворять основные физические, медицинские и эмоциональные потребности ребенка и его потребность в безопасности. Неудовлетворение жизненных потребностей может привести к серьезной травме ребенка, его отставанию в развитии, к возникновению заболеваний, а в ряде случаев и к смерти. Согласно недавно проведенным статистическим исследованиям, из-за неудовлетворения жизненных потребностей ежегодно умирает больше детей, чем от жестокого обращения.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения, относятся к физическому насилию. Применялось ли к ребенку физическое насилие, можно понять по особенностям его внешнего вида, психического состояния и поведения, а также по характеру имеющихся у него травм.

К внешне наблюдаемым признакам физического насилия относятся следы укусов, синяки, кровоподтеки, царапины, шрамы; следы от сжатия пальцами, ударов (ремнем, палкой), веревочной петли; ожоги; наличие на голове участков кожи без волос; травмы, переломы; повреждения, припухлости на лице или конечностях; бледность кожных покровов; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок); необычное состояние ребенка после насильственного приема алкоголя или лекарств и пр. Насилие в семье часто скрывается. Когда ребенок становится свидетелем и участником акта грубого поведения, его потом запугивают, чтобы он не рассказывал об эпизоде насилия, не раскрывал «семейную тайну». Однако исследователи обнаружили, что 80-90 % детей в семьях, где имеет место насилие, могут подробно рассказать об этом.

Физическое насилие – самый раскрываемый вид насилия, поскольку на теле у жертвы, как правило, остаются следы.

Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. Оно выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Данный вид насилия может проявляться в постоянной критике мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; систематических допросах, шантажах, угрозах насилия, контроле или ограничении круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследовании, обвинении во всех возникающих проблемах, прерывании сна, процесса еды, и т. д.

Взрослым надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребенка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.

Следует обратить внимание, что одной из распространенных форм эмоционального насилия в современном обществе является эмоциональное отвержение или отсутствие эмоционального реагирования. Все чаще встречаются эмоционально жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка. У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое (эмоциональное) насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы школьной адаптации. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребенка: беспокойство или тревожность, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, чрезмерная уступчивость, суицидальные угрозы или попытки, неумение контактировать с другими людьми, малое число друзей или их отсутствие, проблемы с учебой, низкая самооценка.

Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия. Этот вид насилия терзает жертву изнутри, но не оставляет внешних следов – синяков или ран. Особенно тяжело дети переживают обиду, нанесенную родителями, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже избивают их. Но ни родителям, ни сверстникам дети никогда не рассказывают о своих страданиях. Ведь для детей естественно необходимо гордиться своими родителями, поэтому, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, то все равно защищают близких. Дети предпочитают переживать все в душе, поскольку убеждены: того, о чем не сказано вслух, не существует.

Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о факте насилия:

  1. отнеситесь к тому, что рассказал Вам ребенок серьезно;
  2. сохраняйте спокойствие;
  3. упокойте и подбодрите ребенка, дайте понять, что вы ни в чем не обвиняете ребенка, дайте выговориться;
  4. не давите на ребенка, попытайтесь узнать подробности, внимательно отнеситесь к словам ребенка; даже если факты не имели места, важно понять
    истоки его фантазии.
  5. пользуйтесь теми же словами, что использует в речи ребенок, не делайте замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся;
  6. повторите ребенку еще раз то, что вы верите тому, что он рассказал;
  7. не обещайте никому не рассказывать об услышанном, скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь; будьте честны, объясните ему, что конкретно Вы собираетесь делать дальше; нужно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора;
  8. терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям.

Противодействие жестокому обращению с детьми