С 2000 года отмечается рост ожидаемой продолжительности жизни. Усиливается тенденция старения населения. Согласно демографическому прогнозу к 2030 году доля пожилых граждан будет составлять более пятой части населения страны (более 20 процентов).

В Республике Беларусь выполняются государственные программы, предусматривающие создание условий для расширения участия пожилых граждан в жизни общества, создаются условия для улучшения экономического положения и социальной интеграции пожилых граждан, что способствует продлению их самостоятельной и независимой жизни.

Постоянно расширяются возможности для вовлечения пожилых граждан в социальную, культурную и образовательную сферы жизни общества, реализуется система мер их государственной поддержки.

Цель Национальной стратегии – создание условий для наиболее полной и эффективной реализации потенциала пожилых граждан, устойчивого повышения качества их жизни посредством системной адаптации государственных и общественных институтов к проблеме старения населения.

Основными задачами Национальной стратегии являются:

обеспечение защиты прав и достоинства пожилых граждан, создание условий для их социальной включенности и всестороннего участия в жизни общества;

стимулирование более продолжительной трудовой жизни, формирование комфортного уровня дохода пожилых;

обеспечение возможности для обучения в течение всей жизни, расширение доступа к получению образования и повышению квалификации;

создание условий для здоровой и безопасной жизни, активного долголетия;

развитие социального обслуживания для обеспечения достойного качества жизни пожилых граждан;

создание адаптированной к потребностям пожилых граждан инфраструктуры и среды жизнедеятельности.

Важное место в обеспечении достойного качества жизни пожилых граждан занимает система социального обслуживания. Широкий спектр социальных услуг в различных формах социального обслуживания пожилым гражданам оказывают такие государственные организации, как ТЦСОН, включая отделения круглосуточного пребывания, дома-интернаты, а также иные учреждения. Для пожилых граждан, нуждающихся в круглосуточном уходе и медицинской помощи, созданы комфортные условия проживания в домах-интернатах и отделениях круглосуточного пребывания ТЦСОН. Для обеспечения доступности социальных услуг в сельской местности в ТЦСОН созданы филиалы и социальные пункты, функционируют мобильные бригады. Все большую востребованность приобретает социальное обслуживание на дому. Активно развиваются услуги по организации досуга пожилых граждан. Помимо государственных учреждений социального обслуживания социальные услуги пожилым гражданам предлагают негосударственные некоммерческие организации, коммерческие структуры, физические лица. Развивается механизм государственного социального заказа, предусматривающий предоставление бюджетных субсидий негосударственным некоммерческим организациям, оказывающим востребованные социальные услуги. В большинстве семей уход за пожилыми членами семьи осуществляется самостоятельно. В целях поддержки членов семьи, оставивших рынок труда для осуществления ухода за пожилыми гражданами старше 80 лет или за инвалидами І группы, предусмотрена выплата пособия по уходу. Индивидуальный уход за одинокими пожилыми гражданами получил развитие через введение в 2017 году новой формы социального обслуживания – социальное обслуживание в замещающей семье.

В Республике Беларусь для создания доступной среды и инфраструктуры, обеспечивающей возможность ведения активной жизни, поэтапно с 2007 года реализуются государственные программы (подпрограммы) по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и пожилых граждан. Мероприятия данных государственных программ (подпрограмм) направлены на обеспечение организации окружающего пространства, при которой любой человек сможет иметь беспрепятственный доступ к информации, объектам, свободно перемещаться по выбранному маршруту. В результате выполнения мероприятий государственных программ (подпрограмм) по созданию доступной среды на 1 января 2020 г. в Республике Беларусь обеспечены элементами безбарьерной среды более 69 процентов объектов социальной сферы.

Одной из важных проблем является обеспечение доступности торговой инфраструктуры для пожилых граждан независимо от места их проживания. В настоящее время предусмотрено, что в сельских населенных пунктах с численностью населения от 200 человек и выше и агрогородках должно быть не менее одного магазина со смешанным ассортиментом товаров. С численностью населения менее 200 человек и при отсутствии стационарных торговых объектов торговое обслуживание осуществляется автомагазинами, другими нестационарными торговыми объектами, магазинами, расположенными в близлежащих населенных пунктах.

Медико-социальная реабилитация пожилых людей.

Медико-социальная работа рассматривается в том числе как вид  профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и сохранение, укрепление здоровья в том числе и лиц пожилого возраста. Она принципиально  меняет существующий подход к  охране здоровья, так  как  предполагает системное  медико-социальное воздействие  на более  ранних этапах развития болезненных  процессов, потенциально ведущих  к  тяжелым  осложнениям, инвалидности и летальному исходу. Таким  образом, медико-социальная работа приобретает не только выраженную реабилитационную, но и  профилактическую направленность, что  имеет  особое значение для  пожилых людей.

Целью медико-социальной работы является достижение оптимально возможного уровня здоровья, функционирования и  адаптации  лиц  пожилого возраста, лиц  с  физической и  психической  патологией, а  также  социальным неблагополучием. Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты  лиц, в том  числе  и  пожилые, имеющие  выраженные медицинские  и  социальные проблемы, которые  тесно  взаимосвязаны  и  их решение  затруднительно в  рамках односторонних  профессиональных мероприятий. Работа с  такими контингентами  одинаково  тяжела и  недостаточно эффективна как  для  медицинских  работников, так  и  для  специалистов социальных служб, поскольку  неизбежно  они  оказываются  перед  кругом проблем, выходящих  за рамки  их профессиональной компетенции.

Медико-социальную работу условно  можно  разделить  на два  основные аспекта.

Медико-социальная работа профилактической направленности

Это направление  работы включает выполнение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического психического и репродуктивного здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение

Медико-социальная работа патогенетической направленности

Это направление включает мероприятия  по организации  медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пожилых и инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и  здравоохранения, проведение коррекции  психического статуса  людей  и  особенно лиц  пожилого возраста, создание реабилитационной социально — бытовой  инфраструктуры, обеспечение  преемственности  во взаимодействии специалистов смежных  профессий  и  др.

Основной стратегической задачей  медико-социальной работы с  пожилыми людьми следует было и остается сохранение и  улучшение  качества их жизни.

Качество жизни людей является понятием, отражающим не только выраженность симптомов заболевания, но и  функциональное состояние  пожилого человека, состояние  его физического  и  психического здоровья, социальную активность, способность к самообслуживанию, материальное обеспечение  и  условия  жизни, а  также  удовлетворенность  ощущением  собственного физического  и  психического благополучия.

Одной из особенностей периода  пожилого и  старческого  возраста как у относительно здоровых, так  и  больных  людей  является наступающая  социально-психологическая перестройка, вызывающая значительные стрессы  и  напряжения адаптационно-приспособительных  механизмов организма.

Качество жизни и медико-социальная реабилитация людей старшего возраста

Изменение социального статуса пожилого человека связано  с  различными факторами, в  том  числе  с  выходом  на пенсию, утратой  близких родственников и друзей, ограничением возможности общения с оставшимися, трудностями в самообслуживании, ухудшением экономического положения. Все это нарушает привычные жизненные  стереотипы, требует  мобилизации  физических и  психических  резервов.

Степень приспособления пожилого человека к своему новому социальному статусу определяется в  значительной мере состоянием уровня его здоровья. Очевидно, что выраженное снижение функционального  состояния  организма  пожилого человека делают его  положение  более  зависимым от общества. При этом существенно важное значение приобретает медико-социальная работа профилактической направленности, обеспечивающая мобилизацию и  увеличение адаптационных  возможностей, сохранение уровня здоровья пожилых  и  улучшение  качества их жизни.

Медико-социальная работа имеет  много  общего с  медицинской  помощью  и  деятельностью  органов  здравоохранения. Но при  этом она  не превышает пределы  своей  компетенции, не претендует на выполнение лечебных функций, а предусматривает тесное взаимодействие с  медицинским  персоналом и  четкое разграничение  сфер ответственности.

Таким образом, с  одной стороны, медико-социальную работу следует  рассматривать  как разновидность социальной работы, направленной на охрану и  поддержку  физического и  психического здоровья и в первую очередь  лиц  пожилого возраста, а с  другой — это  вид  деятельности, направленной на достижение “социального благополучия”  и  значительное улучшение  качества их жизни.

Качество жизни и медико-социальная реабилитация пожилых людей