Профессиональная деятельность играет важную роль в жизни любого человека, способствует его успешной самореализации в социуме. Особенно остро вопрос профессионального самоопределения стоит перед подростками имеющими ограничения здоровья. Сделать правильный и адекватный выбор доступной профессии детям с ограниченными возможностями здоровья является важным шагом. Для осуществления правильного выбора в любой жизненной ситуации необходимо иметь как можно больше информации, которая поможет принять наиболее верное решение. Выбор профессии — не является исключением.

Для того, чтобы подросток имеющий ограничения здоровья на этапе окончания школы смог определиться с выбором профессии, необходимо пройти профессиональную ориентацию. Что же такое профессиональная ориентация и для чего она так необходима?

Профессиональная ориентация — это система мероприятий, направленных на определение профессиональной направленности с учётом интересов, склонностей, способностей человека, а также с учётом состояния его здоровья.

Вопросами оценки профпригодности подростков-инвалидов и определения круга доступных для их обучения профессий занимаются медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК) и организованные при них кабинеты медико-профессиональной реабилитации (кабинеты МПР), которые осуществляют профориентацию для детей-инвалидов в возрасте от 14 до 18 лет.

Профессиональная ориентация включает в себя профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональное информирование, профессиональное консультирование, психологическое профессиональное диагностическое обследование, а также изучение профессионально-важных качеств необходимых для получения выбранной профессии.

В рамках проводимых мероприятий осуществляется профессиональная психофизиологическая и психологическая диагностика, которая предоставляет объективную информацию об особенностях и возможностях подростка, его профессионально ориентированных интересах и склонностях.

Психологическое профессиональное диагностическое обследование позволяет оценить соответствие профессионального выбора подростка его реальным психическим возможностям.

Специальная профессиональная психодиагностика позволяет определить склонности подростка к различным типам профессиональной деятельности в зависимости от предмета труда, а также его желаний и интересов, обусловливающих ту или иную профессиональную ориентацию личности, позволяет выявить предпочитаемые профессии, исходя из обобщения их существенных характеристик (тяжесть труда, уровень нервно-психического напряжения, мера ответственности и т.д.). Кроме того, профессиональная диагностика позволяет оценить уровень осведомленности ребёнка о различных профессиях, степень соответствия предпочитаемого типа деятельности профессиональным интересам, особенностям его характера, психофизиологическим возможностям.

Определение потенциальных возможностей подростков-инвалидов, подбор доступных для обучения профессий – процесс сложный, многоступенчатый, проходит в несколько этапов, захватывая не только период окончания школы, но и более ранние периоды. Этот процесс осуществляется под контролем соответствующих специалистов медицинского профиля, психологов, профессиональных консультантов, педагогов, специалистов коррекционных школ и коррекционных центров. Именно квалифицированные специалисты в ходе медико-профессионального консультирования на основании результатов комплексного медико-психофизиологического обследования особенностей подростка, с учетом уровня развития способностей, профессиональных склонностей, данных профессиографического анализа профессий и потребностей рынка труда, помогают учащемуся сориентироваться в выборе оптимальных для него профессий для последующего обучения. Кроме того, смогут помочь в соответствии с этим определить, какой профильный класс ему следует выбрать, чтобы начать подготовку к освоению будущей специальности. Таким образом, это позволит обеспечить преемственность процесса подготовки к обучению показанной по состоянию здоровья специальности.

Для подростков-инвалидов выбор направлений профессионального обучения, наиболее соответствующих их возможностям и склонностям, на уровне общего среднего образования в школе, спецшколе, лицее, гимназии, очень важен, так как позволит им продолжить обучение по данному профилю в колледже, техникуме, вузе. Преемственность в обучении обеспечит максимальную эффективность освоения учебной программы, удовлетворительную адаптацию в процессе профессионального обучения, последовательное углубленное изучение дисциплин (специальности) в условиях перехода с одного уровня подготовки на другой (школа –ПТУ – ССУЗВУЗ), что позволит подростку с нарушениями психофизического развития и состояния здоровья вырасти в конкурентоспособного специалиста, ориентированного на передовой сектор рынка труда.

Для подростков-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития мы проводим первичную медико-профессиональную диагностику и профессиональную консультацию за 1–2 года до окончания базовой школы. А также повторную профессиональную консультацию на этапе завершения базового и общего среднего образования. В ходе проводимых мероприятий мы оказываем помощь в подборе доступных профессий и специальностей с учётом возможностей ребёнка-инвалида, соответствующих состоянию его здоровья, учитывая интересы, склонности, индивидуально-личностные особенности и профессионально-важные качества будущего абитуриента.

Профессиональная ориентация